музейный центр
площадь мира
красноярск
museum centre
peace square
krasnoyarsk

Красноярский паблик арт процесс «пошел» в 1993 году - с создания группой молодых московских архитекторов из АБ студии крупной фигуры «Сфинкса» на крыльце КИЦа. 

Наиболее масштабным событийным форматом возникновения значительных паблик арт работ в Красноярске является большой художественно-культурологический проект – Красноярские музейные биеннале. Начиная с 1997 года, практически каждая привносит в ансамбль площади Мира свежий взгляд на пространство и вещи.


Директор биеннале Михаил Шубский shubsky@list.ru (391) 2-12-46-63 begin_of_the_skype_highlighting (391) 2-12-46-63 end_of_the_skype_highlighting Куратор биеннале Сергей Ковалевский kkimk2013@yandex.ru (391) 2-12-46-67 begin_of_the_skype_highlighting (391) 2-12-46-67 end_of_the_skype_highlighting Марьясов Вадим Геннадьевич, т. раб. 212-46-24, vadim-mvg@mail.ru Семенова Александра, 212-46-24,sem_dobrianka@mail.ru Будулак Оксана, 212-46-24,prosto_oksana@list.ru Ильбейкина Мария, т.раб. 212-46-24, т.сот. 89029735687, circ-circ@mail.ru

Сфинкс (объект). Группа «Арт-бля»: Михаил Лабазов, Андрей Савин / Москва 

В середине 1990-х словосочетание public art вошло в словарь российских специалистов практически непереводной калькой с английского, во многом для того, чтобы отделить феномен современного искусства в открытом пространстве от традиционных практик декорирования городских улиц и площадей – создания реалистичных памятников, триумфальных объектов и даже нелегальных граффити. Почему потребовалось переименовать городские мемориалы? Во-первых, паблик арт – это все-таки вид современного искусства, находящегося за пределами стен музеев и галереей. Что заставило европейских авторов, начиная примерно с 1960-х годов, выставлять свои работы на улицах? Возможно, причина в том, что это совершенно новая практика общения зрителями и произведения: вместо умного всматривания – непроизвольное удивление. Улица расширяет и «набор красок» художника: окружающее пространство становится частью произведения. Кроме того, современному искусству свойственно всегда испытывать свои пограничные зоны. Паблик арт, совершая выход в город, во многом ищет ответ, что значит искусство для общества? Еще одно отличие паблик арт от традиционных городских скульптур и росписей – их иная медийная природа – здесь используются кинетические объекты, инсталляции, иногда с включением перформенса, видеопроекция, а также часто эфемерный, временный характер существования и другой тип мемориальной обусловленности. Красноярский паблик арт процесс «пошел» в 1993 году - с создания группой молодых московских архитекторов из АБ студии крупной фигуры «Сфинкса» на крыльце КИЦа. Наиболее масштабным событийным форматом возникновения значительных паблик арт работ в Красноярске является большой художественно-культурологический проект – Красноярские музейные биеннале. Начиная с 1997 года, практически каждая привносит в ансамбль площади Мира свежий взгляд на пространство и вещи. Освоение улиц Красноярска происходило постепенно: первоначально арт-объекты были созданы на площади Мира, недалеко от музея, вступая в диалог со зданием и традиционным пейзажем – река, мост, горы. Произведение «Без названия» Матея Вогринчича из «сплава» золотых лопат создало новую перспективу зрения на местный ландшафт. «Эпицентрум» голландского Observatorium стал постаментом для обычного человека, способного подняться над городской суетой для созерцания своего внутреннего мира. «Стул» Владимира Селезнева, наоборот, возвысился, обозначая недостижимость высоты. Все эти произведения, созданные в разные годы, очень близко отнеслись к пространству площади вокруг музея, предложив возможность внимательного всматривания и зрительного движения к горизонту. Постепенно география красноярского паблик арта расширилась – была совершена «переправа» через реку: на берегу напротив музея Александром Константиновым была проложена дорога в бесконечность; а на острове Татышеве Леонид Тишков создал памятник самой памяти через символы семейной истории. Особенно далеко красноярский паблик арт зашел на биеннале 2009 года под названием «Даль». На этот раз станции «Дали» появились в значительном отдалении от здания музея. В уготованном под снос деревянном доме в центре города художника Марьян Тиувен в пяти комнатах создала одновременно и произведение абстрактной живописи, и зияющую космическую «черную дыру», и даже некое подобие пещерному храму. Другая станция была построена на лужайке усадьбы им. В.И. Сурикова молодыми красноярскими авторами. Так, географическое покорение Красноярска паблик артом случилось, траектория дальнейшего его развития пока только вычерчивается: будет ли это продолжение горизонтального расширения, свойственного красноярским произведениям или будет задан другой вектор, пока неизвестно. Очевидно то, что именно паблик арт способен изменить облик серых и однотипных улиц, «смазать карту будня» с повседневных городских пейзажей. 

«ПЛОЩАДЬ МИРА ОДИН» В НАЗАРОВО

Красноярский культурно-исторический музейный комплекс взял на себя ответственность за паблик арт программу в рамках краевого проекта «Назарово – культурная столица Красноярья - 2011». В результате в мае на площадке перед Назаровским музейно-выставочным центром состоялось открытие паблик-арт объекта художника Ростана Тавасиева (г. Москва) в рамках художественного проекта «Гений места». 

Проект Ростана Тавасиева "Спящий мамонт" – это сбежавший музейный «экспонат», оживший мамонт, выбравший побег необычный: он сбегает ввысь по стене музея, цепляется за хрупкую телевизионную антенну на крыше здания.

Меховая семиметровая игрушка имеет совсем не игрушечный смысл.

Этот проект – устремленный в будущее, на него не действует сила земного притяжения. Его движение символизирует, во-первых, девиз города Назарово – «Устремленный в будущее», а во-вторых, это символ устремления маленького промышленного городка из прошлого в будущее. Мамонт на музее – та самая привлекательная точка стягивания творческих людей города у музея, которая придает оптимистическую нотку обыденной действительности. 

Ростан Тавасиев - художник из Москвы, неоднократный участник фестивалей современного искусства («АртКлязьма», Московские биеннале современного искусства), чьи персональные и групповые выставки прошли в России, Франции, Италии,  ОАЭ, создал паблик-арт объект специально для Назарова, культурной столицы Красноярья-2011г.  

Прозрение музея (объект). Группа «Арт-бля»: Михаил Лабазов, Павел Лабазов, Илья Вознесенский, Андрей Ягубский / Москва 

Алюмини_вая страна (экспоплатформа). Виктор Сачивко / Красноярск 

Память сердца (файер-акция) 

Усиленная жестикуляция (каллиграфический перфоманс). Евгений Добровинский / Москва
Памятники площади мира (экспозиция) 

Девять негритят (трафарет). Андрей Логвин / Москва
Северный завоз (плавучая экспоплатформа)
Алые паруса (билборды). Василий Слонов, Александр Левченко / Красноярск
Счастливый троллейбус (графика на троллейбусе). Василий Слонов, Анна Севен / Красноярск 

Тарзан (натюрморт-перфоманс). Йохан Лорбеер / Берлин 

Воздуховодный фонтан (объект). Вадим Марьясов / Красноярск
Створные знаки (объект). Александр Пономарев / Москва
Untitled (инсталляция). Матей Андраж Вогринчич / Любляна, Словения
Каркас России (объект-перфоманс). Андрей Логвин / Москва 

Виртуальный вернисаж (фасадная слайд-проекция)
Super Night Shot в Красноярске (видео-перфоменс). Группа Gob Squad / Берлин, Гамбург, Нотингем
Эпицентр (павильон для созерцания). Группа Obervatorium / Роттердам 

Ал-50 (перфоманс), Сергей Ковалевский / Красноярск
Там, вдали (инсталляция). Александр Константинов / Москва
Турник (объект). Хаим Сокол / Москва
Место для углубленного самосозерцания (объект). Владимир Селезнев / Екатеринбург
Даль. Брайль (рельеф). Юрий Авакумов / Москва
Разрушенный дом в Красноярске (инсталляция). Марьян Тиувен / Сертогенбош
Белые пятна памяти (инсталляция). Леонид Тишков / Москва
Даль - она же Близь (инсталляция). Анна Желудь / Москва
Взгляд архитектора (инсталляция). Дмитрий Кобец, Евгений Ковалев, Антон Шаталов, Артем Элле / Красноярск 

Родина - мать (объект). Василий Слонов / Красноярск
Поле беды (граффити). Анастасия Безвершук, Иван Усякин, Алексей Асеев / Красноярск
Горящая изба (объект). Александр Константинов / Москва