музейный центр
площадь мира
красноярск
museum centre
peace square
krasnoyarsk

Музейная ночь  - организм, в котором все перетекает из одного в другое, не существует совершенной и замкнутой атмосферы, все переплетается, образует живую ткань. 

Изначально проект Музейная ночь был осуществлен в Берлине в 1997 году. В России же первым последователем стал Красноярский музейный центр, в 2002 году он впервые предложил посетить музей ночью.

Проект вызвал небывалый интерес у красноярцев и имел огромный успех. На первую музейную ночь «Там, где сбываются сны », приуроченную к пятнадцатилетию музея, пришло более 5 тысяч человек. Музейная ночь стала новой культурной традицией города Красноярска.  

Этот проект превратил музей в знаковое место интеллектуального отдыха для молодежи. Стабильно два раза в год – весной и осенью – на музейной ночи креативные молодые люди совместно с профессиональными художниками презентуют свои проекты на площадках музейного центра. Многие формы современного искусства впервые были представлены в рамках музейной ночи: перформансы, инсталляции, видеоарт, экспериментальная музыка, паблик арт. 

Важной особенностью, отличающей красноярские музейные ночи от других, является активная коммуникация между посетителями и организаторами в пространстве проекта. Большинство площадок специально созданы так, чтобы пришедший смог проявить себя, научиться какому-нибудь искусству в альтернативной игровой форме. Интересные экспозиции, получение новых навыков, знакомство с яркими представителями творческих профессий – все это привлекает посетителей в стены музея на всю ночь.   

фотоархив



e-mail: kkimk2013@yandex.ru

tel.  +7(391)212 46 63 

НОЧЬ ВОЙНЫ, НОЧЬ ПОБЕДЫ

Музейная ночь стала открытием и кульминацией выставки современного искусства "Послебеды", посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной Войне





17 СЕРЬЕЗНАЯ

"Когда я начинаю думать серьезно, я вижу, насколько комичен мир" /Станислав Ежи Лец/

Музейная ночь «17-я Серьезная» посвящена диалогу серьезного и смешного. Мир представляет собой набор условностей, которыми человек пользуется всю свою жизнь, даже не подозревая, что мир может быть другим.

Нащупать границы привычного, где пугающее становится прекрасным, а серьёзное делается смешным, основная задача музейной ночи.

В эту ночь произойдет отказ от мышления штампами, и переход к непосредственному восприятию мира. А поиск смысла станет творчеством, превращающим пассивного зрителя в соавтора, художника.

Музейная ночь создаст абсурдные ситуации, комбинируя несочетаемые вещи, и станет местом встречи серьезного искусства и эпатажа, серьезной науки, политики и дилетантства и т.д.

Программа музейной ночи «17-я Серьезная» выстроится в виде парадоксов и сложной игры с контекстами. Формат мероприятия предлагает отойти от стандартного карнавального наполнения к более строгим и концептуально выдержанным формам. Сдержанные голоса загадочных лекторов, ведущих речи о непостижимых глубинах космоса и способах завязать галстук, строгие костюмы, вместо пестрых дефиле. Но за всей этой камерностью и грандиозной помпезностью скрывается нечто неожиданное или, наоборот, долгожданное, несущее свободу от нарочитости и искусственности.

 ПОРА ВСЕ МЕНЯТЬ!

фото на facebook

На фоне очередного разговора об изменении нашего ближайшего будущего, из уст вырвалось: пора ВСЕ менять! Появилось состояние: «Все не так, ребята».

Совсем недавно на улицах нашей Родины стали объединяться граждане для выражения своих мыслей. Начал появляться диалог именно друг с другом, внутри общества, и это очень важно.

Но появлению этого диалога способствовало общее понимание «так жить нельзя». Проблема нашего общества – без конфликта оно реагировать не будет.

Сейчас, чтобы человек что-то запомнил или обратил внимание, нужен конфликт (политический, социальный, интеллектуальный, национальный, военный, семейный, бытовой и т.д.). Не будет конфликта – человек не остановится и не станет вдумываться.

Однако такие конфликты лучше переводить на язык современного искусства и, таким способом, искать возможности их решения. Сегодняшнее современное искусство демонстрирует способ, которым современность представляет свою сущность, - акт презентации настоящего. Это живая материя, которая никогда не скрывается от ужасов и проблем современного общества, это всегда поиск новых возможностей выражения себя в социальном мире. Провоцируя, современное искусство рано или поздно на определенной стадии меняет сознание человека, делая его более интеллектуальным. Только человек с новым мышлением будет менять себя, и разрабатывать новые стратегии выживания.

Проект предлагает художникам зафиксировать определенные надломы действительности, разрушить стереотипы сегодняшней жизни, посмотреть на себя со стороны, используя для этого любые методы современного искусства и свободу мышления. Сегодня важна активная позиция и оригинальность во всем, вплоть до эпатажа. Только так возможно что-то изменить и привлечь внимание (при условии, если это вам необходимо).

Вам наверняка есть что менять!


СИМУЛЯКР

фото на facebook

«Симулякр - это нечто, похожее на всё хорошее и настоящее, при этом являющееся ничем»

Музейная ночь посвящена повторяемости, поддельности и виртуальности происходящего. Насколько и как современный человек воспринимает и ощущает реальность настоящего в ее копийности и клиповости? Насколько сам современник есть образец, самобытность живой реальности или представляет собой «копию копии», эрзац человека? Можно ли вообще говорить о настоящем, подлинном, реальном в ситуации всеобщей имитации и симуляции реальной жизни? Может ли такой симулякр, похожий на все хорошее и настоящее, при этом являющийся ничем, быть героем нашего времени? Ценность сегодняшней жизни в чем? Быть или казаться? Быть как все или быть белой вороной?

Болезнь времени – мы настолько сократили рецепторы восприятия, до такой степени свели их к дайджесту, что удовлетворяемся афишей, где в виде слогана изложено о чем будет фильм, спектакль или выставка, и только тогда решаемся прийти на это посмотреть.  То есть скорость, ускорение = сокращение.

Мы читаем «Ницше за 60 минут», т.е. наслаждение, удовольствие, смакование, созерцание, разглядывание шрифта, текста, возможности вернуться к тексту книги и снова его прочесть подменили на информацию. Вместо вглядывания в жизнь, вместо вглядывания в предмет искусства мы довольствуемся дайджестом. Коротким рассказом о том, что вы сейчас увидите.

Клиповое мышление, это, кстати, то же самое ускорение. Такое скороспелое, быстрое, такое же, как фаст-фуд, рассказ некой короткой истории в 3-5 минут неведомо о чем. Предлагаемая нам информация не производит никакого смысла, а лишь «разыгрывает» его, поскольку подменяет коммуникацию симуляцией общения.

«Симулякр» – одно из ключевых интеллектуальных символов эпохи постмодерна, в том числе и  начала ХХI века.

Симулякр(от лат. simulatio - видимость, притворство)  –это эхо отсутствующего звука, тень отсутствующей вещи, рисунки рисунков...  

Эпоха симулякров находит яркое воплощение во многих социальных и культурных феноменах постсовременности, например, гипермаркет, который не является «точкой продаж» старой формации, а представляет собой особый сплав поп-арт музея, религиозной общины, «территории праздника» и определённого стиля существования. 

Современная жизнь перенасыщена спецэффектами, техническими приемами, не оставляя места иллюзиям и метафорам, сегодня главным становится зрелищность образов из клише. Сегодня современный образ — это пошлые ремейки и ремиксы.

Техническое развитие умножает количество пикселей, картинка становится все более четкой, реалистичной, становятся популярными 3D фильмы и трехмерные домашние телевизоры, 3D каналы — все это бессмысленный путь совершенствования образа. Чем больше совершенствуется реалистичность разрешения образа — тем меньше воздуха для иллюзий и каких-либо других художественных троп. Это уже не искусство, это противоположность ему. А то, что мы видим сейчас на экранах телевизоров, на обложках журналов, всюду — симуляция реальности, все более и более совершенная симуляция.

Новое искусство – это сила идеи, а не материала. Физическая оболочка должна быть разрушена.

Актуальный художник – тот, кто знает тайную лазейку в пространство симулированного, может оттуда что-то вытащить и выставить на всеобщее обозрение.

Зритель должен сам задавать себе вопросы, пусть непонятно, пусть мучительно. Феномен жизни – это тайна. Лишить жизнь тайны, лишить произведение тайны, тайны которую разгадываешь сам, это значит просто все уничтожить.

Загадка должна разгадаться

НЕВЕСОМОСТЬ

Есть такие моменты, когда время повисает между прошлым и будущим. Проносится вчера бешеным потоком. Скоро наступит завтра, пока времени как будто не существует. 12 апреля 1961г. – день, навсегда вошедший в историю человечества. Весенним утром ракета-носитель вывела на орбиту первый в истории космический корабль «Восток» с первым космонавтом Земли Юрием Алексеевичем Гагариным. За 1час 48 минут Юрий Гагарин облетел земной шар и благополучно приземлился в окрестности деревни Смеловки, Терновского района Саратовской области.

Однако космос за эти пятьдесят лет не сделался ближе. Чем являются символы космических открытий? Что стало с нашими представлениями о бесконечности, об экологии пространства, открытого и освоенного человеком за всю его историю? С чем теперь связана многовековая идея вечного спасения (ведь именно ради нее работал Циолковский)? Все эти вопросы требуют ответов в эпоху серьезного прогресса нано-технологий. Отвечать на них можно занимая разные позиции: историка и фантаста, антрополога и астронома. Все эти профессии требуют творческого воображения и родственны мышлению художников.

Тяготение – самая великая сила. Она тысячелетиями не позволяла строить человеку башни многокилометровой высоты: тяжесть верхних этажей стремилась раздавить нижние. Чуть просчитывались инженеры – и с грохотом обрушивались мосты через широкие реки. Человек завидовал птицам, но лишь в мечтах взмывал в небо. Между тем жизнь людей тесно связана с гравитацией и во многом обязана этой силе.

Невесомостью называется состояние, при котором действующие на тело гравитационные силы не вызывают взаимных давлений его частей друг на друга (из словаря космических терминов).

Космонавты на космических орбитальных станциях находятся в состоянии невесомости и перед полетом проходят специальную подготовку.

А бывает ли человек в состоянии невесомости в обыденной жизни?

Человек в своей повседневной жизни часто встречается с состоянием невесомости: при прыжках и беге, при движении по криволинейным траекториям, плоскости которых перпендикулярны поверхности Земли.

Невесомость это одно из самых ярких и необыкновенных для человека состояний, которое в полной мере можно испытать лишь в космосе. Однако есть и «земной» способ, позволяющий не только пережить подобные ощущения, но и абсолютно естественно восстановить умственный и душевный потенциал, совершив путешествие в мир удивительных возможностей организма, ощутив невесомость во сне, любви, искусстве и творчестве.

Невесомость – это попытка создать пространство парения, отрыва от обыденности, в котором устанавливается энергетическая гармония. Ощущая на себе воздействие искусства человек, непременно попадает в космическое пространство мысли и полета над собой.

Итак, мы и космос, внутренний и внешний, – образы вечные, но они всегда ждут индивидуального воплощения в искусстве.

В контексте современного искусства пространство научного знания прочитывается как место обретения новых смыслов, как пространство новых территорий в искусстве.

Космические сюжеты в контексте художественных произведений становятся знаками, символами, поэтичность которых позволяет по-новому взглянуть на привычные вещи, на давно усвоенные знания о мире.

Творческое осмысление космического пространства - способ выразить на языке образов логику научной мысли, передать её красоту и многомерность.


СКАЗКИ ДОСТОЕВСКОГО

фото на facebook 

Музейная ночь посвящена Ф.М. Достоевскому – мыслителю и писателю, самому невероятному сказочнику о метафизике человеческой души. Предлагается исследовать и представить художественным способом «сказки» сегодняшнего дня, в которых сочетается вымысел и реальность, свобода и необходимость.  

Сказка– это целый мир искусства и образов, которые живут в нашей памяти. 

Творчество Достоевского – огромный пласт философской и литературной мысли в современной жизни.

Метафизика Достоевского, в проекте «Музейная ночь», представляет собой собирательный образ отношения современного человека к реальности, к повседневности жизни. Это своеобразный ответ-провокация современника на вызовы Достоевского.

ГОРОД ЛЮБВИ

Ночь объединила три красноярских музея: Красноярский краеведческий музей, Красноярский музейный центр и Музей им. В.И.Сурикова. Только на одну ночь музейный центр превратился в «Город любви» с тремя главными улицами: «Массовая любовь», «Псевдоэлитная любовь» и «Высокая любовь»








ВЫМЫСЕЛ ИСТОРИИ

Музейная ночь открыла V Красноярскую международную музейную биеннале «Вымысел истории»


ТРУБА ЗОВЕТ

Специально на Музейную ночь приехал немецкий посол в России, доктор Вальтер Юрген Шмид, и открыл Дни культуры Германии в Красноярске. Актуальность процесса культурной коммуникации между Германией и Россией стала ключевым моментом. Труба стала главным символом символом не товарного и сырьевого, но культурного и духовного обмена








СВОБОДА СЛОВА

Музейная ночь была реализована в тесном сотрудничестве с местными средствами массовой информации и приурочена к значительным датам: 150 лет газетной журналистики края, 80 лет радиовещанию в Красноярском крае, 50 лет красноярскому телевидению, 50 лет – возрожденному Союз журналистов.

ВКУС ЖИЗНИ

Ночью музейный центр превратился в хранителя уникальной коллекции вкусов, звуков, запахов, ощущений и настроений жизни. Каждому гостю музея предлагалось ощутить «вкус жизни», все богатство и разнообразие действительности, которая окружает нас, и поразмышлять над тем, что есть «вкус»









LATERNA MAGICA

Кино стало главной темой Ночи: в 2005 году киноманы всех стран праздновали 110-летие со дня создания мирового кинематографа. Включиться в эту магическую игру зрителям помог «Волшебный фонарь», прототип кинематографа и один из символов искусства – луч, прожектор, блуждающий в пространстве и времени и высвечивающий разные стороны жизни.


КОГДА ПРОЙДЕТ ДОЖДЬ

«Думать, что правда (синдзицу) хорошо, а вымысел (усо) — плохо, значит, не понимать перемен, происходящих в мире» /Сико/

Темой 14-й музейной ночи станет культура Дальнего Востока.

Актуальность этой темы заключается в том, что на данном этапе развития, это феномен всей мировой культуры. Почитатели этой культуры есть во всем мире.

Основным концептом музейной ночи «Когда пройдет дождь» станет японская культура через призму современного искусства.

Однозначно обозначить направление, в котором раскрывалась бы «сущность» «восточного искусства» не представляется возможным по нескольким  причинам одна из них - географическая удаленность, другая же более объективная – любое искусство – это процесс, протекающий в условиях постоянного изменения, и каждый творческий акт заключается в открытии ранее неизвестного аспекта искусства. Но возможно, при интерпретации художественных смыслов японской культуры сохранять равновесие между «универсалистским» подходом и подходом направленным на выявление особенного, специфического. А также представить на музейную ночь этот универсальный – и вместе с тем специфический, иной мир японской культуры через реконструкцию одного из направлений -  «Аниме».


ДАЛЬ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ НОЧЬЮ

Творческая молодежь Красноярска в тандеме с известными персонами – гостями III Красноярской ярмарки книжной культуры предложила посетителям ощутить, сформулировать и озвучить ночные мифы ДАЛИ.


ГИДРОЛИЗ

Главным сюжетом стал процесс взаимодействия, где основную роль играет вода – символ информации. Музей превратился в огромную творческую лабораторию, где процесс гидролиза художники сопоставили с жизнью человека, в которой происходят бесконечные взаимодействия и реакции, оставляющие след в каждом из нас








Я МАШИНА

Обожествление машин, замена «живого» общения современными средствами связи, машиномания, машинозависимость, машинолюбовь – все эти неоднозначные понятия определили тему выставок, перформансов и концертов, вовлекающих посетителя в атмосферу виртуальной реальности эпохи «high tech»


УВИДЕТЬ БУДУЩЕЕ

Основным содержательным центром стала выставка «Будущее зависит от тебя. Новые правила», составленная из восьмидесяти работ двадцати современных российских художников, чье творчество уже признано ценителями искусства во всем мире



РАСКАДРОВКА

Функция Раскадровки один из самых лучших инструментов, позволяющих играть со структурой и оформлением основной идеи. Таким образом, Раскадровка нужна, чтобы привести в порядок собственные мысли. Разумеется, Раскадровка это всего лишь подсобный материал, она схематична и не претендует на статус шедевра произведения искусства. Но зато в ней живет режиссерская мысль. Основная задача проекта - сосредоточить свое внимание на определении Раскадровка и интерпретировать его в разных ипостасях.  

Каждая из площадок музея призвана в той или иной мере раскрыть понятие Раскадровка.

Ночью музей развернется яркой палитрой мыслей, текстов, картин, звуков, музыки, танцев и фильмов.

Данный проект, есть попытка определения и фиксации различного понимания Раскадровки, размышлений над тем, что есть Раскадровка, каковы её составляющие.

ВСТРЕЧУСЬ С ДРУГИМ

Проект состоялся в рамках Российско-немецких культурных встреч 2003-2004 гг., в центре его внимания оказались отношения между культурными полюсами: Восток-Запад / Сибирь-Германия.

ТАМ, ГДЕ СБЫВАЮТСЯ СНЫ

20 апреля в честь своего дня рождения Красноярский музейный центр подарил красноярцам первую Музейную ночь. Более 5000 жителей и гостей города спешили попасть на музейную ночь "Там, где сбываются сны". В эту ночь работали все выставки, случались вернисажи и презентации, работали арт-салоны и кафе. Художники показывали перформансы и акции, в темных уголках музея крутили слайд-шоу, красноярские музыканты провели убойный фолк-рок фестиваль, посетители играли в азартные игры и участвовали в розыгрыше миллиона. И все это было - всего за 30 рублей!






СОВРЕМЕННЫЕ РИСКИ

Темой ночи стал анализ красноярскими, российскими и иностранными креаторами современных рисков. В представленный проектом спектр рисков были включены такие актуальные аспекты современной жизни, как выборы, финансовые риски, риск современного искусства, военные конфликты и, конечно же, терроризм. 


ПОЧТИ ТЕАТР 

Организованный хаос или срежиссированная импровизация, сигнальная система эмоций  или пространство действия, театр – инсталляция и театр – путешествие. Современный театр, сегодня, существует на границах жанров, а спектакль, близкий, по сути, акционизму и перформансу, подчиняется визуальному образу, а не тексту.


Современный визуальный театр использует стереоскопическое изображение, хаотическое движение в пространстве. Событие происходит сразу в разных местах сцены, чтобы не было главного. Это такой сложный организованных хаос, когда картины смешиваются, изложения прерываются, внезапно происходят переброски мыслей.

Концептуальной основой визуального театра стал русский футуризм.  Задача творчества футуристов сводилась к синтезу естественного и искусственного, проникновения искусства в жизнь и наоборот.

Центральные философские и стилистические элементы футуристического перформанса, такие как пластический динамизм, одновременность и вовлечение публики, соответствуют основным идеям визуального театра. Футуристские инновации с использованием одновременного, параллельного действия на сцене могут одновременно иметь отношение и к интерактивным формам театра и к перформансам, дающим зрителю возможность выбирать куда следовать и фокусировать внимание.

Существует мнение, что единственное различие между современным искусством и современным театром состоит уже только в одном лишь факторе сцены, впрочем, зачастую и он не работает.

В последнее время идёт активный процесс взаимного интереса между театром и современным искусством. Театр дает содержательную повестку художникам. А художники привносят в театр технологии, язык, подключают театр к пространству глобального медиаконтента.

Музейная ночь ставит для себя задачу «поставить» то, чего «поставить» нельзя. Режиссер должен поступить с текстом так, как художники поступают, когда рисуют свои впечатления от увиденного. Очень важно, сохранить размытость границы между реальностью и вымыслом. Дать зрителю, возможность восхищаться культурой спектакля, в которой существует он сам. 

СНЕГ

Снег падает, идет, тает, летит,  лежит,

а мы его просто ждем, чтобы с нами произошло нечто!

Снег. Мы видели его тысячу раз, но это всегда новое повторение прежних эстетик связанных с зимними пейзажами, узорами на замерзших окнах, снежными городками и ледяными скульптурами.

 

Но, для проекта музейная ночь, снег – объемный  захват пространства, развертывание его  на несовместимые между собой составляющие. 

Снег всегда образует некое единство как очевидных, так и сокрытых коммуникативных процессов. Отчего он (снег) переходит, переливается в различные множества образных миров, состояний бытия: цвет снега, вкус снега, тело снега, звук снега, действие снега, глубина снега, форма (конструкция) снега, снег как катастрофа, снег как хаос, снег без снега.

Снег нам важен как некий визуальный материал, но постоянно выходящий за рамки простой иллюстрации. Снег как некий философский дискурс, эпическая форма, импульс, который возникает у каждого свой.  

Снег это процесс (действие), который приводит к разрушению и наполнению пространства,  расстаиванию и распространению одновременно. Снег – пустое пространство, молчание. Снег создает как «пустое», так и «перегруженное» пространство.

Что такое жизнь в условиях бесконечного снега, и жизнь без снега? 

СОН РАЗУМА

Предметом осмысления 24-й музейной ночи стало самое динамичное и крайне разнообразное состояние человека. Исследование снов, фантазмов и бессознательного открывает, по-настоящему, изобильный источник новой материи для искусства. В мировой культуре метафора сна имеет двойственную семантику. С одной стороны, сон – состояние покоя, в другом определении – «заснуть» воспринимается как отторжение человека от окружающего его мира, от индивидуального сознания, что равно самоуничтожению и, в конечном итоге, смерти.

«Мышление сна» создает текстуру, напоминающую собой коллаж, монтаж или фрагментарную сборку, а не логически структурированное развертывание событий.

Соединить в единый смысловой ракурс разный художественный материал – основная задача музейной ночи.

Сон разума, так же как и современное искусство исключают однозначного толкования, а имеют специфическое сопоставление обыкновенного и странного, существующего и не существующего.

Двойственность природы сна порождает одновременно и его иллюзорность, и его реальность. Это напоминает знаменитое кэролловское Зазеркалье – все зависит от того, с какой стороны зеркала мы находимся.

Для наблюдающего извне рассматриваемый мир сна  - это мир абсурда. Для носителя – самоочевидная высшая реальность.

В музейную ночь участники и зрители смогут делиться друг с другом своими снами, переходить от взгляда «изнутри» к взгляду «извне», переходя в позицию носителя иного сна, блуждая в «черепной коробке» изумляясь или пугаясь.

Сон формирует пространство различных зон, где должно что-то произойти. В музейную ночь это пространство нескольких смысловых уровней (слоев): «Путешествие», «Небывалые комбинации бывалых впечатлений», «Пространство содержательного обмена», «Сверхвозможности», «Миф разумный», «Метаморфозы», «Система галлюцинаций», «Предчувствие», «Наполненность и пустота», «Искусство памяти», «До и после», «Дурной сон».

 «Сон разума» будет постоянно вынуждать зрителей к быстрой смене ощущений, к стремлению получить все новые и новые впечатления, которые, по своей сути, разрознены и оторваны друг от друга, благодаря чему начнут возникать интенсивные переживания, глубокое внимание и сильное погружение.

Продолжая активно внедрять эстетику театра в проект «Музейная ночь», тема «сна» имеет с ней явное сходство. Во сне мы не можем самолично и свободно выразить свое мнение, за нас говорят другие или нами манипулируют другие, заставляя играть определенные роли. Чьи-то правила контролируют нас, не позволяя нам самим направлять собственную жизнь.

Сон разума в музейную ночь  - явление крайне непредсказуемое.  Зритель должен быть готов к тому, что в процессе движения по музею его будут бросать в разные, порой противоречащие друг другу настроения. 

РИЗОМА

"Мир потерял свой стержень"

(Делез и Гваттари)

Современная жизнь, культура, да и в целом, современное искусство в XXI веке больше представляет собой хаотичную, фрагментарную, ничем не обоснованную картину мира, которую очень сложно, и, наверное, практически не возможно, привести к одному знаменателю, к одной идее, или к одной цели. Современнику остается одно, жить в этом мире нелинейности, множественности и децентрированности.

В этом плане важно научиться осваивать и применять непривычные способы мышления, которые позволят смотреть на жизнь с разных точек зрения.

Ризома (от французского - "корневище") - понятие философии постмодерна, фиксирующее принципиально внеструктурный и нелинейный способ организации целостности, оставляющий открытость, возможность для собственной подвижности и, соответственно, реализации ее внутреннего творческого потенциала. Термин "ризома" введен в философию Ж. Делезом и Ф. Гваттари в одноименной совместной работе, таким образом,предоставив новые ключи к пониманию искусства.

Подобный термин можно использовать и в биологии, и в философии, но задача проекта – представить и исследовать художественным способом следующие феномены современной жизни: 

·  ризо-город, принципиально открытая среда для трансформации пространства коммуникации и комфортного проживания;

·  ризо-сеть, новая структура восприятия своей повседневности, как новая практика жизнетворчества через призму социальной сети: лайков, фотографий и постов;

·  ризо-арт, творческая игра, которая допускает возможность работы с произведением искусства как незаконченным. 

На самом деле, важным моментом в дискурсе о ризоматическом искусстве – создание пространства коммуникации, предоставляющее новую связь с реальностью. 

Музейная ночь «Свободный атом» построена как череда историй о науке и искусстве, вращающихся в свободном творческом пространстве, а значит, в абсолютной пустоте.  Отбросьте свое самое главное убеждение о природе, отстранитесь от мысли, что пустое пространство пустое. Нет пустого пространства или незаполненного времени. Всегда есть, на что посмотреть и что послушать. Слушание – это лучшее, что может быть в состоянии умственной пустоты (Джон Кейдж).

За последние сто лет, мы заглянули глубоко внутрь атома свободно движущихся в пустоте, и из которых складывается все сущее. Внутри этого крошечного объекта мы обнаружили новый мир, управляемый странными законами, временами кажущимися абсурдными. Атомы демонстрируют ошеломляющие противоречия, они ведут себя как частицы и волны, появляются одновременно в нескольких местах, заставляют нас заново обдумать то, что мы знаем о прошлом и будущем. И все это делают частицы в одну миллионную миллиметра. Мы знаем, как ведет себя один атом или несколько, но как они собираются триллионами и создают мир вокруг нас, до сих пор загадка. Атомы, составляющие тело человека идентичны атомам камней, деревьев, воздуха, и даже звезд. В этом смысле «человечество и природа сосуществуют в мире неотделимо друг от друга, и ничто не теряешь, когда от всего отказываешься. На самом деле все только приобретаешь» (Джон Кейдж).

Последовательность атомов свободна, что дает возможность создания в каждом исполнении уникальной формы, а значит, уникальной морфологии последовательности, уникального смыслового содержания.

В культурологическом аспекте можно избрать постмодернистскую стратегию — деконструировать реальность. Можно обратиться к практикам, которые подразумевают использование новейших достижений науки и технологии (science-art), то есть  экстраполировать законы искусства на, казалось бы, совершенно не художественные сферы.

Музейная ночь «Свободный атом» задает вектор со-прикасания пространства науки и искусства, вектор пересечения свободного перемещения атома и свободы человека в социуме. Проект ставит вопрос о квантовом сознании и природе реальности. Таким образом, проговаривая и визуализируя типы сцепления разных миров, можно говорить о свободе движения всего, как творческой эволюции Вселенной (Анри Бергсон).

28-я Музейная ночь "Мир и площадь"  началась на улице танцевальным перформансом и выступлением музыкантов, затем с 20:00 до 02:00 посетители музея могли осматривать экспозиции, участвовать в мастер-классах и треннингах, смотреть фильмы и спектакли, слушать музыку.
Полную программу ночи можно посмотреть здесь.
Фотоотчеты http://www.mira1.ru/news/2292