музейный центр
площадь мира
красноярск
museum centre
peace square
krasnoyarsk

Международная красноярская музейная Биеннале — это уникальный фестиваль арт-работ в музейном контексте, который проходит в Красноярске раз в два года.
 Официальный сайт - www.biennale.ru 

Международная биеннале обычно посвящена определенной теме и включает  несколько программ: экспозиционную, паблик арт программу, музейную, коммуникационную и образовательную, а также спецпроекты. 

Для гостей и участников биеннале проводится культурная программа: экскурсии, концерты. 

Проект биеннале уже более 20 лет является визитной карточкой музея да и города Красноярска в целом, и представляет собой один из лучших региональных проектов инновационной российской культуры в области современного искусства. 

Биеннале презентует красноярцам каждые два года более 50-ти проектов российских и зарубежных художников мирового масштаба, работающих в контексте современного искусства, в актуальных его формах: помимо России  и стран СНГ  представлены Франция, Голландия, Германия, Польша, Великобритания. 

Оценивает работы основной программы и вручает гран-при международный Экспертный совет биеннале, а  посетители музея методом голосования выбирают "Лучший проект биеннале", в СМИ объявляется конкурс "На лучшую публикацию о биеннале".  

В начале сентября 2013 года  пройдет  уже юбилейная  Х Красноярская музейная биеннале. 


Директор биеннале 

Михаил Шубский

shubsky@list.ru

(391) 2-12-46-63

Куратор биеннале 

Сергей Ковалевский

kkimk2013@yandex.ru

(391) 2-12-46-67

 I Красноярская музейная биеннале «Прошлое и будущее в музее»,  1995 год 

Первая биеннале состоялась как форум музейщиков, впервые получивших возможность "себя показать и на других посмотреть", завязать знакомства, получить оценку своей работы у экспертов и коллег, приобрести опыт презентации и дискуссии. Едва родившись, биеннале, оказалась под влиянием трех  вековых дат - 100-летия старейшей Венецианской биеннале современного искусства, 100-летия кино и 100-летия со дня рождения русского философа М.М. Бахтина. Гран-при конкурса музейных экспозиций: Летнее стойбище оленевода. Ю. Айваседа, Е.Айваседа, Л.Айпина (Культурно-этнографический центр, г.Варьеган) 501-я стройка. А.Моисеева, Ю.Калмыков (Ямало-Ненецкий окружной историко-этнографический музей, г.Салехард)


II Красноярская музейная биеннале «Открытый музей: Urbi et orbi», 1997 год

Вторая биеннале декларировала свою открытость «городу и миру». Музей буквально «открыл глаза» – на фасаде здания появились светящийся арт-объект, сообщивший событию и месту перспективу взгляда в будущее. 

Первая премия и диплом победителя:

"Огниво Одина?", Государственный художественный музей (г.Сургут)

Вторая премия и дипломы призеров

Специальный приз за разработку городской темы -  Скафандр сердца (Музей на Стрелке); Пески (Приморская краевая картинная галерея, г.Владивосток); 100 видов завода КМК (Художественный музей, г.Новокузнецк)

Третья премия и дипломы призеров

Дом, который построил Джек ("Студия Артефактум", г.Екатеринбург ); Во дни начальные. Древнее святилище Усть-Полуй (Ямало-ненецкий краеведческий музей, г.Салехард); Simbolarium (Музей на Стрелке, г.Красноярск)

Специальные дипломы

За профессиональное и человеческое участие в судьбе малого народа - Пихтинские голлендры. Прошлое. Настоящее. Будущее? (Районный краеведческий музей, п.Залари, Иркутская область)

За создание экспозиционной среды особого качества - Соломенная шляпка (Краеведческий музей, г.Тольятти )

За успешные поиски в области музейной стилистики - Город воздушных фрегатов (Городской музей искусств, г.Омск )

III Красноярская музейная биеннале 

«Музеи мира – на площади Мира», 1999 год

Третья музейная биеннале прошла под знаком нескольких культурно-исторических событий, определяющих особенный интерес к музейной теме - столетия красноярского железнодорожного моста, получившего в 1900 году  золотую медаль на всемирной выставке в Париже, 200-летия  А.С. Пушкина и  100-летия первого Детского музея, организованного в Америке.  

Гран-при конкурса музейных экспозиций 

Приманка. В.Попова, О.Кулеш, Ю.Гревцов (Музейно-выставочный центр, г.Железногорск, Красноярский край)


IV Красноярская музейная биеннале «Искусство памяти» 2001200, 2001 год 

Проект обращен, прежде всего, к пространственным видам искусства памяти, тем видам творческой  практики, что задействуют феноменологию телесного опыта, погружая  человека в среду непроизвольных воспоминаний, возбуждающих воображение, равно продуктивное для современного искусства и креативной культурологии. В рамках основной программы биеннале прошли три экспозиционных конкурса: Конкурс музейных экспозиций «Театр памяти ХХ века», Конкурс малых экспозиционных форм «Музейная открытка», Конкурс музейных перформансов «Памятники площади Мира». 

Конкурс музейных экспозиций "Театр памяти ХХ века"

Гран-при: "Письма из Стокгольма" (Е.Добровинский, г.Москва)

Первая премия: "Блики образа" (Государственный историко-этнографический музей-заповедник "Шушенское", пос.Шушенское, Красноярский край)

Вторая премия: "Окна памяти" (Муниципальный музейно-выставочный центр, г.Зеленогорск, Красноярский край), "Дом на перекрестке дорог" (Омский государственный историко-краеведческий музей, г.Омск)

Третья премия: "Шаманский камень" (Археологический музей, п.Подгорный, Красноярский край)

Конкурс малых меморативных форм "Музейная открытка"

Первая премия: "Яблоко Ефросиньи" (Музей истории освоения и развития Норильского промышленного района, г.Норильск)

Вторая премия: "По_смертные по_желания" (К.Гайдай, г.Новосибирск)

Третья премия: "Жизнь в рассеянном свете..." (Галерея "Призма", КрасГАСА, г.Красноярск)

Специальные призы: "Семейный реликварий" (Лаборатория Актуальных Культурных Инициатив, г.Екатеринбург); "Передвижной музей-мышеловка современного искусства" ("Новые Тупые", г.Тосно)

Конкурс меморативных действий в городской среде "Памятники площади Мира"

Первая премия: "Кочующий дом памяти" (Гжегож Кламан, Польша)

Приз зрительских симпатий: "Ручная память" (Детская художественная школа искусств, п.Подгорный, Красноярский край)

V Красноярская музейная биеннале «Вымысел истории», 2003 год

Проект посвящен коллективному осмыслению ключевой проблемы творческого понимания прошлого – воображению и представлению события. «Вымысел истории» – это высказывание на языке экспозиции как о «письме» и «рассказе» истории, так и об интригующем переплетении воображаемых и  реальных моментов проживания времени.  Победители биеннале 



VI биеннале "Перемещение ценностей: ценность перемещения", 2005 год

 Проект cфокусирован на возможностях влияния музейного творчества, на его включенности в процесс развития цивилизации. Здесь поэтика встречается с политикой. Политика, отвечающая за целеполагание, и культура, ответственная за осмысленность, интегрируются на базе ценностей. Именно на этом пути продвижения актуальных ценностей «во времени и пространстве» культурным институтом обретается место и сила в социальной, политической и экономической действительности. 

Победители биеннале

VII биеннале "Чертеж Сибири",  2007 год

Логика стратегического движения биеннале приводит к необходимости культурного, исторического и художественного осмысления феномена Сибирского пространства. Памятуя о том, что Сибирь всегда была радикальным полем для опыта, зачастую – экзистенциального, проект  предлагал участникам осуществить свое художественно-исследовательское испытание территории, произвести опыт «становления Сибирью».

победители биеннале и пирог с брусникой

VIII биеннале "Даль", 2009 год

Нас снова зовет даль. В воздухе разлит инфразвук от приходящих в движение плавно расслаивающихся горизонтов. То же, что вроде бы рядом, постоянно требует удостоверения. Если поднести к глазам подзорные трубы искусства, обернув увеличительными стеклами на себя, можно обнаружить в приоткрывшейся паузе глубину собственного положения. Фокусировка на дали открывает возможность параллельного зрения, позволяя увидеть не только стереоскопическую картину того, что находится поблизости, но и открыть глаза на само наше видение.

Плакат "Даль" стал лауреатом биеннале графического дизайна "Золотая пчела".  Дизайн - В.Чайка.

15 апреля 2010 года VIII Красноярская музейная биеннале «Даль» (куратор – Сергей Ковалевский) стала лауреатом V Всероссийского ежегодного конкурса «Инновация» в номинации «Лучший региональный проект». 

Флеш-каталог ДАЛЬ, смотреть

IX биеннале "Во глубине",  2011 год

В очередной раз Красноярская биеннале предпринимает попытку соединения региональной идентичности с универсальной концептуальной перспективой. Нами все еще движет надежда, что искусство, как первопроходец простора на ощупь и агент культурной политики будущего, может выйти навстречу вызовам сверхтерритории, неизбывной истории и слабого сообщества. Предстоит взять свою долю ответственности за пространство, время и сердечность, погружая дискурс о родине в недра личности и субъективности. 

 победители биеннале

Десятая Красноярская музейная биеннале "Любовь пространства", 2013 год

Воодушевленные опытом обретения «дали» «во глубине» (биеннале-2009 и 2011) мы продолжаем стратегический разговор об искусстве и пространстве, о воздухе и земле, о визуальном и тактильном, об опыте времени и языке сердца, в конце концов – о себе в Сибири и мире.

Сегодня мы предлагаем сосредоточиться на проявлении чувственности и отзывчивости пространства, вводя тему близости и симпатии.

Реализация проектов биеннале осуществляется на  платформах:

Экспозиционная платформа «Генераторы любви»

Серия площадок Красноярского музейного комплекса (КИЦ) становится платформой преобразования «пространственной лирики» в суггестивную силу многомерного воздействия. Индивидуальным авторам и арт-группам предлагается совершить пространственно-средовую трансформацию двенадцати музейных залов, генерирующую «расширенные» ощущения и чувства. 

Городская платформа «Прививка любви»

В общественных местах города Красноярска предпринимается серия паблик-арт объектов, инсталляций и акций. Художники становятся модераторами-коммуникаторами «ответного» чувства пространства к себе и горожанам. 

Помимо создания современными художниками дружественных паблик арт объектов, «платформа сообщительности» должна способствовать консолидации творческих лиц, заинтересованных в преображении города в осмысленное и прочувствованное пространство. 

Музейная платформа «Пища сердца»

Исторически сложившийся «музейный колорит» Красноярской биеннале мотивирует линию трансляции художественных формул «пространственной идентичности» в краеведческие экспозиции сибирских музеев. Программа обретения художником «сердечной пищи» в музейных коллекциях и экспозициях Красноярского края развертывается в коллективной мастерской-инсталляции и нескольких и арт-резиденциях в музеях края.

Арт-экспедиции «Очарованный странник»

Традиционная для Красноярских биеннале арт-путешественная линия вступает в особый резонанс с «любовной» темой. Сквозное движение по поверхности сибирской земли регистрирует и производит художественный травелог, картирование и дневник становления далью. Это - программа художественно-экзистенциального опыта проживания пространственного ландшафта и номадического существования в современном мире.