Не нужен там. Не нужен тут
музейный центр
площадь мира
красноярск

Персональная выставка художника Славы Птрк «Не нужен там. Не нужен тут» является попыткой создать универсальный портрет поколения 90-х через историю одного человека. Художник рисует картину мира своего детства, используя личный и субъективный опыт, который во многом совпадает с детскими воспоминаниями большинства людей, родившихся в то время.

Основная идея проекта родилась из желания автора разобраться в нынешнем себе, заново собрав все то, что окружало его в детстве, и доказать себе и зрителю, что его поколение — это не «потерянное поколение лихих девяностых», а думающие, чувствующие и состоявшиеся люди, которым есть что сказать миру.

В представленных на выставке работах используются многочисленные образы массовой культуры 90-х и начала 2000-х, мгновенно узнаваемых теми, чье детство и юность проходили в России того периода, и воскрешающих в памяти угасающие воспоминания о прошлом. Как рассказывает сам художник, он вдохновлялся любимыми и понятными каждому персонажами и увлечениями, такими как катание на скейтах и походы на «вписки», просмотрами «Утиных историй» и «Рэмбо», песнями LinkinPark, «аськой», веб-чатами и ежевечерним MTV в мире без мобильников, без интернета и без социальных сетей.


30 мая – 18 августа 2019 года

Открытие выставки состоится 30 мая в 18:30 (сбор гостей с 18:00), стоимость билета на открытие 150 рублей. Рожденным в 1990 году (как художник) вход на открытие по паспорту свободный

Выставка впервые была показана в Московском музее современного искусства совместно с галереей 11/12 в рамках Программы поддержки молодого искусства ММОМА.

По билету в музей (250 рублей, льготный 150)

6+

По выставке проходят экскурсии (без записи, по билету в музей, за экскурсию доплачивать не нужно):

8 и 15 июня (суббота) в 14:00, 22 и 29 июня (суббота) в 16:00

6, 13, 20, 27 июля (суббота) в 16:00

3, 10, 17 августа (суббота) в 16:00 


Слава Птрк – уличный художник, родился в 1990 году в городе Шадринск. С 2016 года живет и работает в Москве. Обучался журналистике в Уральском федеральном университете им. Ельцина в Екатеринбурге. Обучался современному искусству в школе «Свободные мастерские» (2016-2017, Москва), летней школе SummerAcademy (2017, Зальцбург, Австрия), а также закончил курс по обучению паблик-арту CEC Artlinks (2014, Нью-Йорк, США). Ученик в школе фотографии и мультимедиа им. Родченко (Москва). Участник многих российских и зарубежных фестивалей, выставок и ярмарок, в том числе Участник Сибирской Музейной Биеннале Современного Искусства (2013, Красноярск, Россия), Уральской Индустриальной Биеннале (2015, Екатеринбург, Россия), Московской Биеннале молодого искусства (2018), а также Биеннале уличного искусства «Артмоссфера» (2016, 2018, Москва). Участник арт-резиденций в России, Украине, Черногории и Италии. Дважды номинант премии Курехина, победитель международной премии «Portraitnow» (Дания). Один из создателей и идеологов первой в России галереи уличного искусства «Свитер» (2014-2016, Екатеринбург) и фестиваля партизанского уличного искусства «Карт-бланш» (2018, Екатеринбург).

Работает с трафаретами, спрей-артом и монументальными росписями, постерами и стикерами, создает инсталляции, занимается городскими интервенциями, акциями и перформансами. Специализируется на социальных и политических темах. Значительная часть его проектов включает в себя интерактивные составляющие и взаимодействие со зрителем.



Здесь, по всем канонам выставок современного искусства, должен быть длинный и умный текст о том, что в этом проекте я исследую и переосмысляю, нахожу новую оптику на актуальный дискурс и в своих практикахиспользую различные медиумы и жанры. Также желательно упомянуть метанарративы и постгуманизм, по ходу дела процитировав пару современных философов и авторитетных кураторов.

Но этого текста не будет.

Вместо этого я хочу немного рассказать вам о себе, чтобы вы понимали, из какого контекста появились тепроизведения и та атмосфера, которые вы встретите на выставке. Постараюсь быть краток и нескучен. Читать тексты на выставках - это мука для зрителя, я знаю, сам часто ленюсь это делать.

Меня зовут Слава, мне 28 лет. Я родился в небольшом городе Шадринске Курганской области. Это немного за Уралом, примерно 250 км от Екатеринбурга – наш регион называют «Зауральем» и говорят, что «богат он людьми». Это правда, больше наша область ничем не богата. Символично, что самые известные люди, родом из Шадринска – это деятели искусств: скульптор Шадр с его «Булыжник – оружие пролетариата» и живописец Федор Бронников, чьи картины вы можете найти в музеях по всему миру.

В детстве я учился в художественной школе им. Бронникова, выбрав «художку» вместо спортшколы, секции по карате и прочего спорта. Я не мечтал стать художником, и до сих пор рисую от руки довольно средне. Я пошел в «художку» совсем ребенком. Мне часто было сложно заставить себя рисовать очередной скучный натюрморт вместо игры в футбол (а точнее, в «квадрат» - игры с мячом на четырех человек), мультиков по телевизору и приставки «Денди». Да, и в «художке» и в обычной школе я учился на «отвяжись», воспринимая это скорее как необходимую повинность и период в жизни, который надо перетерпеть. Также меня не увлекали книги, вообще никакие. Зато я легко погружался в мир видеоигр, мультсериалов и фильмов.

Родители меня баловали (отец работал следователем, а потом судьей, и получал хорошие деньги) и у меня довольно рано появилась сначала «Денди» («Черепашки-ниндзя», «Контра», «Лягушки», «Танчики», «Охота на утку»), а потом и компьютер («DOOM», «DUKENUKEM”, “BLOOD”, «Герои Магии и Меча», «Казаки»). Также у меня были целые горы «Лего» и игрушек из «Киндеров». Возможно, именно «Лего» и прочие конструкторы повлияли на мой склад мышления и развитую фантазию, но это не точно. Так я и рос, перемещаясь от экрана телевизора к экрану компьютера, прерываясь только на игру в «войнушку» в бору рядом с домом.

Первые свои граффити я начал делать уже после «художки» - в 14 лет друзья втянули меня в написание автоэмалью надписей типа «рэп йоу» и «рок отстой». Странно было такое писать, учитывая что я предпочитал Queen, Beatles, NautilusPompilius и LinkinParkвместо Эминема, Децла и Касты. Довольно быстро все друзья побросали это баловство, а меня затянуло, и вплоть до 17 лет я рисовал «куски» - шрифтовые граффити по всему городу. Примерно в том же возрасте один мой знакомый из Перми показал мне, что такое скейтбординг, и это стало второй главной моей страстью на последующие 7-8 лет.

Подростковый период жизни я встретил скейтером с баллоном в руке, который учился на «тройки», ходил по компьютерным клубам играть в GTAIII и NeedforSpeedUnderground, состоял в команде по Counter-Strike под никомP@+Riot (который все сокращали до Патрика, а потом было решено избавиться и от гласных) и начинал втягиваться в модное течение «альтернативщиков/неформалов/эмо». Последнее увлечение не только дало мне новых друзей, но и опыт многочисленных стычек с «гопотой».

В 16 лет я красил волосы в черный, купил первые настоящие скейтерские кеды (стоили они много и за ними надо было специально ехать в Екатеринбург) и пытался понять, что же буду делать после школы. Решения не было. С мыслями о «меньшемиз зол» и «вроде быть журналистом интересно» я подал документы на журфак Уральского Государственного Университета им. Горького и, со скрипом и матом, прошел на платное. В 17 лет я очутился в новом, но таком знакомом и любимом с детства мегаполисе под названием Екатеринбург.

Граффити и скейт на время были отложены подальше – пришло время новых впечатлений, влюбленностей, приключений и прочих радостей студенческой жизни (на съемной квартире, не в общаге). Быть журналистом, как показала практика первого курса, у меня получалось вполне неплохо – я писал статьи о протекающих крышах и разбитых дорогах, получал какие-то копейки и жил, как и любой студент, особо ни о чем не парясь. На скейте я продолжал иногда кататься, хоть это у меня и не получалось толком – свой первый «кикфлип» я сделал на четвертом или пятом сезоне катания, что, конечно, провал. Граффити казалось мне бессмысленным, хоть меня и продолжало тянуть рисовать что-то в скетчбуке на парах. Если заглянуть туда сейчас, то будет видно, как постепенно мой интерес сместился от шрифтов к рисункам и даже каким-то попыткам высказываний.

В 2009 году мой лучший друг и граффити-художник Илья Мозги начал делать уличные работы, используя сложные многослойные трафареты и чувство юмора. В тот момент я подумал – а почему бы не попробовать также? Особых навыков рисования тут не надо, результат быстрый и, если всё делать правильно, гарантированно качественный, да и можно несколько раз нарисовать одно и то же. Но если рисовать, то что? Надо что-то со смыслом, и тут, на третьем курсе журфака, моё образование пришло на помощь – «посмотри вокруг, найдешь, о чем говорить со зрителем».

Одним из моих первых трафаретов в Екб был «Кирилл-копилка» - патриарх Кирилл, которому сверху в головной убор чья-то рука кидает монетку, как в копилку. С этого всё началось, и могло бы закончиться, если бы дело было в 2018 году. Но в 2010 не было законов об оскорблении чувств верующих, да и других охуительных инициатив от нашего государства. Поэтому всё прошло гладко, и «Кирилл-копилка», вместе с «Секси-Гаечкой» и «Чип и Дейлом-Мадонной с ребенком» стали отправной точкой в моей карьере уличного художника. Метания между скейтбордингом, музыкой, журфаком и граффити были окончены (а позже был окончен и журфак), жизненный путь наметился и пошло-поехало.

А дальше? Дальше много чего было, и сейчас, на восьмом году карьеры, я захотел оглянуться назад и понять – кто же я? Что сделало меня тем, кем я являюсь? Эта выставка – очень личная и эгоистичная в своей субъективности рефлексия, но я уверен, что каждый, кому сейчас примерно столько же лет, сколько мне, найдет в ней что-то знакомое и близкое, что-то для себя, и возможно (а мне этого хотелось бы), задастся теми же вопросами, что и я.

Обещал, что буду краток, но не смог, всё равно получилось на две страницы. Надеюсь, вы не пожалели, что прочитали это, и этот текст поможет вам лучше прочувствовать мою выставку. Приятного просмотра.

Слава Птрк